Фитнес-клубы будущего: как автоматизируется фитнес-индустрия в России?

  • Что такое рынок фитнес-услуг в России сегодня?

Российский рынок фитнес-услуг находится в состоянии взросления. По данным отраслевого исследования РБК, сегодня это около 9500 тысяч объектов (фитнес-объект — это более широкое понятие, включающее клубы, студии и тренажерные залы). Количество объектов увеличивается, каждый год в стране появляется больше 350 фитнес-объектов.

Рынок растет на 3,6% процента в реальном выражении, с учетом инфляции — на 7,5%.. Его объем — 118 млрд рублей. 47-48% из него приходится на Москву.

До насыщения российскому рынку далеко. Если в США фитнесом занимается более 17%, в Англии в залы ходит около 16%, то в России- 2,6%, т.е. около 3,8 млн человек. Из этих 3,8 млн человек около 1,4 млн занимающихся приходится на Москву с областью, еще около 400 тыс. на Санкт-Петербург.

  • Почему рынок активно автоматизируется

Автоматизация — один из безусловных трендов развития отрасли. На фитнес-рынке есть несколько специфических причин помимо всеобщего развития технологий.

Во-первых, конкуренция на рынке за последние несколько лет стала очень высокой. Число фитнес-клубов и тренажерных залов в России увеличивается с 2012 года и в 2017 году также увеличилось на 42% (по данным исследования БелБизнесКонсалтинг). Предприниматели обращаются к технологиям, чтобы получить преимущество.

Во-вторых, российское профессиональное фитнес-сообщество очень активно. Проводится много отраслевых конференций, форумов и саммитов, что развивает бизнес-решения.

В-третьих, специфика бизнес-процессов внутри фитнес-клубов требует алгоритмизации многого. Абонементы продаются на разный срок действия, сейчас популярнее короткие абонементы, данные по каждому должны быть учтены. Простым инструментам автоматизации сложно это систематизировать.  Сегодня клубы переориентируют свою бизнес модель. Тактика продажи абонементов впрок в расчете на то, что большая часть покупателей не будет ходить на тренировки, оказывается неэффективной. Удержать старого клиента клубу обходится в 5 раз дешевле, чем привлечь нового. Для увеличения количества продлений нужен качественный клиентский сервис, учитывающий активность посетителя клуба, напоминающий в нужные моменты, что клиент перестал ходить на занятия и о том или о том, что пора предлагать продлить абонемент.

В-четвертых, развитие облачных сервисов автоматизации для фитнес-индустрии делает многие ИТ-возможности доступными для малого бизнеса. По результатам наших корпоративных исследований, в фитнес-индустрии всего 4 года назад свои продукты для бизнеса предлагали 3-4 разработчика, сегодня уже около 20. Количество вакансий администраторов рецепции ощутимо сократилось. В автоматизированных клубах этих сотрудников либо нет совсем, либо вместо двух-трех человек в смену, работает один. Такой сценарий актуален для всех сфер.

Если говорить об особенностях автоматизации фитнес-индустрии в настоящее время, то клубы перешли на совершенно иной этап освоения цифровых инструментов. Их запрос к разработчикам стал более осознанным. РБК в своем исследовании рынков выделяет несколько черт автоматизации этой сферы:

  1. Спрос на большие данные. Очень многие клубы научились их собирать и хранить, но лишь единицы умеют обрабатывать и использовать для улучшения бизнес-процессов.
  2. Бесшовное омникональное сообщество. Присутствие фитнес-клуба и его сообщества во всех возможных измерениях как оффлайн (совместный отдых, мероприятия, поездки), так и онлайн (всяческое вовлечение в онлайн-коммуникацию)
  3. Использование VR и AR для клиента  (обучение персонала, групповые тренировки)
  4. Идеальный сервис. Отказ от администраторов, максимальная автоматизация. Кончено, это не затронет премиум-сегмент. там нужен человек. А вот в клубах лоукост и эконом формата этот тренд развивается)

Screenshot at Feb 05 15-50-51