Мы запустили 14 филиалов йога-студий за 2 года. Как автоматизация помогает нам так быстро расти?

Yogasana 

  • сеть студий йоги на юге России 
  • 13 филиалов в Краснодаре и один – в Сочи
  • открытие первой студии – 2019 год
Владимир Коробанёв и Ариадна Волченко

Стартовали мы в 2019 году и никакой большой бизнес не затевали. Просто арендовали небольшой зал на 40 кв. м., где Ариадна тренировала в частном порядке после увольнения из фитнес-клуба. Потом мы узнали о том, что будет ребенок, а чуть позже, что не один, а двойня. Старшему сыну при этом только 1,5 года и какой бизнес с тремя детьми? 

Дальше пандемия… Тем не менее, мы оказались владельцами сети-вундеркинда, которая разрослась с 1 до 14 филиалов всего за 2 года, и обрела оборот 50.000.000 рублей в год. Всего этого не вышло бы без автоматизации. 

Мы хотим поделиться 3 основными управленческие решениями, которые превратили самозанятость в бизнес и помогли масштабироваться в такой короткий срок.

Давайте обо всем по порядку. 

1. Делегирование. Простой виджет оказался супер-инвестицией в рост

Стандартная боль малых предпринимателей — быть многоруким многоногом и думать, что никто лучше тебя не справится с тем, что ты затеял. Мы не имели амбиций на какой-то большой бизнес и страдали примерно тем же самым. Начали делегировать почти принудительно и это сорвало шаблоны в голове.

Эпизод 1. Когда мы узнали, что ждем двойню, выдохнули. И стали думать, как разгрузить Ариадну, которая была в маленьком зале за всех: тренера, администратора, уборщицу и маркетолога. 

Рождение девочек заставило делегировать

Что мы сделали? 

Нашли еще одного тренера на подмогу, и искали, как организовать запись на тренировки, чтобы избавиться от звонков, блокнота и ручки.

Нам нужно было удобное онлайн-расписание. Поработали на том, что первое попалось под руку, не сильно разбираясь. Поняли, что дьявол в мелочах. Решение, которое мы выбрали, использовалось салонами красоты и функционал был ориентирован на их специфику.

Нам нужно было записывать людей на групповые занятия, привязывать абонементы к расписанию и посещениям. Поэтому мы перешли на виджет, заточенный для спортивных клубов и студий. Это сняло рутину с записью: не нужно было в ручном режиме следить за тем, сколько записалось, отменилось и т. д.

В итоге, перед рождением девчонок, практически ничего не приходилось делать руками. Клиенты записывались онлайн, а занятия вел наемный тренер. Ариадна же могла приезжать только на персоналки.

Ощутив, что студия может приносить доход без тотального участия в ней, мы впервые подумали, почему бы не запустить еще одну? Тогда мы получали около 100 000 рублей с одной локации.

Неизвестно, сколько бы мы шли к этому намерению и родилось ли оно у нас, если не пришлось бы так оперативно решать вопросы с делегированием.

Дальше можно перечислять много. Постепенно мы делегировали ведение социальных сетей smm-специалисту, наняли менеджера по продажам, нашли таргетолога и т. д. На сейчас у нас 70 человек в команде.

Главное, что мы весьма случайно методом тыка, просто стали это делать и наши мысли заработали совершенно иначе.

2. Нейтрализовали хаос в бизнес-процессах на старте 

Этот пункт во многом вытекает из предыдущего. Делегирование связано с автоматизацией.

Обычно решение о внедрении ИТ-инструментов происходит от обратного: предприниматель захлебывается в рутине и начинает искать, как это исправить. У нас получилось, что не планируя, мы нейтрализовали много хаоса на самом старте. Конечно, это дало воздух для развития.
Начали с простого виджета онлайн-расписания от Mobifitness, о котором писали выше. В его внедрении нет ничего обременительного. Поэтому страха перед ИТ не сформировалось. Зато мы сходу смогли ощутить пользу, сориентировались в решениях на рынке и довольно быстро стали подключать дополнительные инструменты:

В чем конкретный профит?

Приложение Yogasana

Рост количества филиалов незначительно отражается на количестве нашей рутины. При открытии новой студии мы фактически по шаблону копируем бизнес-процесс и запускаем работу. При этом мы не покупаем каждый раз комплект программы, а частично доплачиваем. Настройки переносятся копипастом за час.

Например:

  • Мы видим, независимо от того, сколько у нас клиентов, кто на каком этапе находится (новый, заканчивается абонемент, уснул и т. д.) и вовремя работаем с каждым сегментом.
  • Можем настроить автоматические действия, например — уведомления об окончании абонемента. И знать, что любому нашему клиенту за две недели до окончания карты придет push с напоминанием о продлении.
  • У клиента (в приложении), тренера (в приложении), менеджера и руководителей (в учетной системе) перед глазами нужная информация: покупки, посещения, оплаты и т.д. В итоге возникает круг ответственности друг перед другом. Ни у сотрудников, ни у клиентов нет лишних вопросов. Есть атмосфера доверия.
  • Аналитика. Благодаря отчетам я вижу общую картину по сети: какие филиалы успешны, где требуются доработки. Использую, прежде всего финансовые отчеты, отчеты по продажам, по реализации услуг.
  • Нет узкого горлышка «зависимости от сотрудника». Если на ресепшн меняется администратор, то вся информация остается в системе, новому сотруднику просто дается доступ, а освоить программу можно за пару часов.

Автоматизировать все в одной локации и масштабироваться дальше, намного проще, чем приступать к цифровизации, когда ты большой и везде воцарился хаос. Не затягивайте.

3. Изменили систему мотивации инструкторов

В самом начале было простое желание платить людям больше. Ариадна — сама тренер и исходила из того, что наши инструкторы должны достойно зарабатывать. Поэтому мы, не сильно анализируя, просто решили, что 50% от оплаты клиента достается тренеру. То есть сразу установили максимально возможный для поддержания рентабельности студии предел.

Но мы стали крупнее, затрат стало больше (аренда, автоматизация, реклама). Стало больше и самих тренеров. Появились вопросы:

  • если пришел новичок, он тоже зарабатывает сразу 50% от оплаты?
  • а если один тренер круто конвертирует из пробного занятия в покупку, а другой нет, они оба получают по 50%?
  • а если к одному ходит 5 человек, а у другого полный зал, тот же подход?

Желание платить больше осталось. Но мы создали систему KPI. Как все выглядит в деле?

  • В учетной системе можно настроить расчет зарплат с привязкой к количеству клиентов на занятии, к конверсии из пробного в покупку и т. д. Мы используем как раз эти два параметра при расчете KPI.
  • В нашем плане собеседования инструкторов отдельно прописан этап объяснения пути клиента и того, какую роль играет в нем тернер. Мы рассказываем об ответственности за наполняемость групп и конверсии. Мотивация привязана к количеству человек в группе:
  • если на занятие пришел 1 человек — оплата 300р.;
  • если от 2 до 5 человек — 500р.;
  • с каждого последующего + по 50р.;
  • проведение мероприятий — оплата 200% стандартной ставки;
  • конверсия из пробного составила больше 70% (но не менее 10 человек в месяц) — отдельный бонус.

На практике выходит, что при хорошей работе инструкторы получают как раз на тот высокий уровень заработной платы, который мы хотели обеспечить.

При этом мы поменяли сам смысл отношений и вовлекли тренеров в продажи. Мотивация опирается на понимание, что тренер — командный игрок и четко осознает свою роль в компании.

Это очень существенно повлияло на нашу выручку.

Сами KPI — вопрос объемный. Мы проводили эфир на эту тему, где показали также и схему мотивации, в комьюнити собственников студий. Сейчас можно посмотреть запись встречи в Академии Mobifitness.

Последнее про масштабирование и что для этого нужно?

На наш взгляд, важно, чтобы у собственника компании было бешеное желание. Нужно этого зачем-то для себя хотеть. Потому что это желание сталкивается в итоге с реальностью: плохая конверсия, мало заявок, внезапно уволился сотрудник, повысилось аренда и т.д. Каждый день случается много всего.

По нашему опыту: чем сильнее трясет, тем больше мы растем. Если перестанем через это проходить, то бизнес перестанет развиваться. А у нас большие планы.

Миссия компании — 500 студий йоги по всему миру. В этом году делаем ставку на франшизу и хотим открыть 20 студий в других городах за пределами Краснодара.

Продукты Mobifitness, которые использует Yogasana:

– мобильное приложение 
– учетная система 
– виджет онлайн-расписания