Фитнес в кризис: как индустрия адаптируется к новым реалиям

Фитнес-индустрия переживает непростые времена, столкнувшись с последствиями экономического кризиса: повышение цен на расходные материалы, аренду помещений, коммунальные услуги, техническое обслуживание. Однако, несмотря на трудности, рынок фитнес-услуг устойчив и адаптивен. В этой статье мы рассмотрим текущее состояние отрасли, ключевые тренды и прогнозы на будущее.

Состояние рынка

Рынок фитнеса активно развивается: согласно данным исследования, проведенного Национальным фитнес-сообществом (НФС), в первом квартале 2024 года российская фитнес-индустрия показала впечатляющий рост. Суммарный доход отрасли вырос на 12% и достиг 48,7 млрд рублей.

Также исследование BusinesStat говорит о том, что в 2021-2023 гг объем рынка фитнеса в России увеличился в 2 раза: со 184 до 373 млн посещений. К началу 2023 года количество занимающихся в фитнес-центрах выросло до 6,3 миллионов, а в начале 2024 — 6,8 миллионов человек. Посещаемость выросла на 12%. Данные показывают, что рынок фитнеса бурно растет и расширяется. Активнее всего открываются маленькие студии — 72% от общего числа фитнес-объектов. 

Несмотря на положительную динамику, маржинальная прибыль, то есть прибыль после вычета переменных затрат, остается низкой — 8%, потому что расходы на аренду, техобслуживание, коммунальные услуги, оборудование и клининг неизменно растут — в 2024 году расходы выросли на 30%. Нельзя забывать также о дефиците квалифицированных кадров — только 33% тренеров имеют профильное образование. Из-за этого цены на услуги фитнес-клубов и студий растут — в 2024 году цены выросли в среднем на 10%.

Адаптация к новым реалиям

Для выживания в условиях постоянного повышения расходов клубы вынуждены адаптироваться к трендам и искать новые способы повысить прибыль, уменьшить отток клиентов и расширить клиентскую базу. 

  • Одним из ключевых трендов стала цифровизация услуг. Многие клубы и студии запустили онлайн-тренировки, мобильные приложения и платформы для дистанционного обучения. Это позволило сохранить аудиторию, сократить расходы и привлечь новых клиентов, предпочитающих заниматься дома.
  • Еще одной тенденцией стало развитие малобюджетных фитнес-студий и клубов шаговой доступности. Такие форматы более устойчивы в кризис, так как предлагают доступные цены и удобное расположение. Кроме того, outdoor-тренировки на свежем воздухе и занятия в парках остаются такими же актуальными и набирают обороты.
  • Сезонные колебания спроса на фитнес-услуги стали менее выраженными. В некоторых регионах, таких как Юг России, где нет аэропортов или проходят активные курортные сезоны, летние показатели даже превысили осенние.
  • Все больше фитнес-клубов и студий внедряют специализированные системы автоматизации для повышения эффективности работы и сокращения времени на рутинные задачи. Современные CRM-системы объединяют в себе самые важные инструменты работы бизнеса и упрощают рабочие процессы.

Повысить эффективность вы сможете с помощью CRM-системы Mobifitness — она объединяет в себе самые важные инструменты работы бизнеса и упрощает процессы в фитнес-клубах и спортивных студиях. ​​С Mobifitness любой фитнес-клуб, спортивная студия, школа танцев или йоги может получить доступ к собственной системе учета, мобильному приложению, удобному расписанию занятий и другим продуктам. Эти инструменты помогут оптимизировать работу сотрудников, повысить лояльность клиентов и увеличить продажи.

CRM Mobifitness — это полный цикл автоматизации. Мы предлагаем доступные цены, подходящие даже для небольших студий и школ. Нам доверяют более 3000 b2b-клиентов по всему миру, а наши продукты активно используют более 1 миллиона b2c пользователей.

Один из ярких примеров адаптации к новым реалиям — кейс Евгения Макарова, владельца спортивного клуба SMART GYM в Симферополе, который смог масштабировать маленький тренажерный зал в спортивный клуб на 250 кв.м. с 12 направлениями, постоянными продлениями даже в несезон и настоящим комьюнити.

В маленьком городе развитие крупного бизнеса сопряжено с трудностями: ограниченное количество специализированных помещений, высокие цены на покупку и аренду, а также борьба за каждого клиента. Евгений столкнулся с этими проблемами при выборе помещения: расширить зал удалось только до 250 кв. метров. Несмотря на ограниченный выбор, новое помещение позволило проводить не только тренировки в тренажерном зале, но и функциональные и групповые занятия.

Однако внедрение программы лояльности — это не только техническая задача, но и стратегическая. SMART GYM определили сегмент клиентов, которых необходимо вернуть и удержать — тех, кто давно не посещал занятия. Для автоматизации процесса выбрали Mobifitness, что позволило отслеживать информацию по каждому клиенту и улучшить сервис.

Серьезный подход к программе лояльности и улучшению сервиса привел к тому, что небольшой спортивный клуб превратился в настоящее спортивное комьюнити Симферополя. Люди приходят в SMART GYM не только заниматься, но и общаться, идти к своим целям вместе. Познакомиться с кейсом подробнее вы сможете в статье на vc.ru.

Прогнозы и перспективы

Эксперты прогнозируют, в 2024 году объем рынка фитнеса в России может достичь 250 млрд рублей по сравнению с 213.6 млрд рублей в 2023 году. Однако многое будет зависеть от экономической ситуации и покупательской способности населения.

В долгосрочной перспективе выиграют те студии и клубы, которые смогут предложить клиентам комплексные решения, сочетающие офлайн и онлайн-услуги, персонализированный подход и высокое качество сервиса, которое можно обеспечить комплексной системой автоматизации.

Фитнес-индустрия переживает трансформацию, адаптируясь к новым вызовам и запросам потребителей: развитие велнес-направления, превращения фитнес-клуба в «коворкинг» с возможностью для работы посетителей, диджитализация фитнеса и трудности с законом о защите персональных данных. Ключевыми факторами успеха станут гибкость, инновационность и клиентоориентированность фитнес-клубов и студий.